История Новости Общие сведения Фотогалерея Отчеты Соревнования Публикации Гостевая книга Ссылки Мы

ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ОТДЕЛ <ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ> ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ <ЭХО> СИСТЕМА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЛАГЕРЕЙ <ШКОЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ>

ДНЕВНИК ПЕШЕХОДНОГО ПОХОДА II КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ГРУППЫ №2 ЛАГЕРЯ <ИНСТРУКТОР> СИСТЕМЫ <ШКОЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ 2001> (рук. Е.Н.Зорькин)

СОСТАВ ГРУППЫ

Рузайкин Денис

Шумилкина Елена

14 августа 2001 года

Ура-а-а! Наконец-то свершилось: мы едем на Кольский п-ов! Протяженность нашего маршрута 165 километров пешком и около 5 тыс. км. на поезде.

Только что отъехали от Саранска. Очень долго прощались с родителями и с теми, кто не пошел снами. Все суматошно выбирают себе место, старались урвать верхнюю полку (а кое-кто нижнюю). Настроение у всех по максимуму, мне, правда, сначала немного взгрустнулось, но это быстро прошло. Все оживленно разговаривают, большинство находится в предвкушении от предстоящей прогулки по Москве. Только что выяснилось, что мы с Леной забыли самое основное: сухари, картошку, лук, а лыжных палок у нас и в помине нет. Зато рюкзаки не поднимешь!

Писать тяжеловато, мотает как в танке. Вот пришел Вова Решетов. Я спросила, что он думает насчет завтрашней прогулки по Москве, а он сказал, что в Москве никогда не был, красоты не видал, и позвал меня есть.

Вот мы и поели, теперь можем укладываться спать: не хочется, но надо, так как наш поезд прибывает в Москву рано, в 6.30 утра.

Больше сегодня никаких знаменательных событий не было. На этом я и заканчиваю. До завтра!

15 августа 2001 года

6.35, Москва, Казанский вокзал. Вот мы и на месте. Чуть было не оставили главного человека - Евгений Николаевич соскочил с поезда на ходу (он проверял, не забыл ли кто-нибудь свои вещи, и подзадержался в вагоне).

В зале ожидания вокзала решили, что <троешники> остаются сторожить рюкзаки, а <двоешники> идут на экскурсию по Москве. На обратном пути меняемся ролями.

Сначала мы пошли на Красную площадь, фотографировались на фоне Кремля, Спасской башни, собора Василия Блаженного. Возле Мавзолея Андрей Борщун нашел бесплатный туалет, и мы всей группой на халяву сходили туда как на экскурсию. Потом пошли на набережную Москвы-реки мимо храма Христа Спасителя. Хотели зайти в Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, но он был закрыт до 12.00. Чтобы убить время мы отправились гулять по Малому Садовому кольцу до Арбата. Там я в первый раз увидела своими глазами голубые розы. Еще мы там видели магазин для новых русских с разными прибамбасами вроде большой фиги, и т.п. ... Видели также кучку фанатов группы <Кино>. Они сидели возле стены, исписанной изречениями типа <Витя, мы тебя помним>, пели песни из его репертуара. Затем отправились в один из крупнейших торговых центров Москвы - Смоленский универсам. Там, чтобы купить мороженое, нужно было взять корзинку и отстоять получасовую очередь, а о ценах я вообще лучше помолчу (как вам нравится небольшой тортик за 1500 рублей, например?).

Затем по Большому Садовому Кольцу и через Крымский мост мы отправились в парк Горького. Там катались на колесе обозрения, ели мороженое, фотографировались, в общем, отдыхали. Хотели покататься на прогулочном пароходе, но оказалось, что это дорогое удовольствие. От парка перешли через Москву-реку через новейший стеклянный мост, сели в метро на станции Фрунзенская и поехали в музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

В музее мы увидели произведения художников, скульпторов и других мастеров всех эпох, начиная с эллинизма и заканчивая импрессионизмом. Красота неописуемая! Разговорились с женщиной, смотрительницей музея. Она сказала, что мы молодцы, и, что пока есть такие как мы, у России еще не все потеряно. После посещения музея мы, вконец измотанные, но безумно довольные и с целой кучей впечатлений, сели в метро на станции Кропоткинская и поехали назад на Казанский вокзал, дабы не опоздать на Мурманский поезд.

<Вообще, Москву трудно забыть: красивые здания, места, чистые улицы, хорошее обслуживание, высокие цены, платные туалеты : Все это трудно не запомнить! Жаль, что мы в Москве были так мало, и жалко, что взяли с собой мало денег (нас просто не понимали москвичи, когда мы заходили в супермаркет за одним только мороженым). Надеюсь, что мы еще не раз будем в Москве и, с каждым разом, нам будет все интереснее и интереснее>.

Лена

<Москва встретила нас утром на Казанском вокзале. Двумя отрядами мы поехали в центр. Так как у меня было мало денег, то на метро я катался халявно. В Москве все классно, кроме больших цен, огромного количества народа и платных туалетов>.

Андрей

<Москва - столица России, крупнейший центр Европы и Мира, самая дорогая столица, одна из самых больших и красивейших столиц мира. Страна контрастов. Здесь переплетаются многие культуры мира. Здесь средневековые постройки сменяются и дополняются новыми, современными. Фабула <третьего Рима> идет за ней уже больше 800 лет. Одним словом, Москва это не просто столица России, это символ России>.

Вова

<В Москве была в первый раз в своей сознательной жизни. Впечатления классные. Это столица. Видела достопримечательности, которые являются символом России - Кремль, Храм Христа Спасителя и др. Уже сегодня, сидя в поезде, даже не верится, что вчера в Москве была я. Очень понравилось в музее. Классно посмотреть на Москву сверху с колеса обозрения. Мне очень понравилось в Москве, учитывая, что попасть туда в этом году я даже не рассчитывала>.

Это были впечатления участников о Москве, написанные в тот же день.

16 августа 2001 года

За сегодняшний день ничего особо интересного не произошло, если не считать того, Сане Вечкензин (из группы С.В.Малаева) поспорил со всеми, что съест целую пачку сухого завтрака <Мюсли> на сытый желудок. Народ делал на него ставки. Результат получился удручающим: нашего супермена вырвало! Народ долго смеялся, а я лично эти <Мюсли> есть и не буду. А, в общем, тоска зеленая: спим, едим, спим, едим, а главное - едем.

17 августа 2001 года

2 часа ночи, станция Имандра. Мы дружно попрощались с нашей проводницей и поездом Москва-Мурманск и отправились в путь. Сначала мы шли все вместе, а потом <троечники> решили остаться в лесу переночевать, а мы посовещались и решили, что будет лучше, если сегодня же ночью мы дойдем до реки, где можно будет сварить что-нибудь поесть. Так и сделали. В пять часов утра дошли до реки Гольцовка по тропе. Пока чай вскипятили, пока палатки ставили, прошло много времени. В общем, спать легли в 6.30.

В 12.30 нас своими криками разбудили <троечники>. Разбудили и ушли, пришлось вставать, варить завтрак, вернее обед, но для нас он был завтраком. Вышли мы в 15.30. По пути был брод через реку, где мы обнаружили классно оборудованную стоянку. Там было все: стол, лавки, баня и даже турники.

После переправы шли по правому (орографически) берегу р.Меридинальный. Остановились на ночлег на притоке Часнайок, рядом с <троечниками> и второй группой <двоечников>.

С нашего места виден наш завтрашний перевал. Здесь, в принципе, нормально, только погода совершенно непредсказуема, то на минуту выглянет солнце, то пойдет и перестанет дождь, в общем, полная неразбериха. Даже толком не поймешь, когда наступает ночь. В половине двенадцатого ночи было так светло, как в десть часов у нас в это время в Саранске.

18 августа 2001 года

Красота! Встали в 10 часов утра, вкусно позавтракали. Сегодня у нас по плану акклиматизационная вылазка: мы должны взять два перевала: Юмьекорр и Хибинпахчорр в связке. Вышли мы в 12.20, оставив Вову сторожить лагерь. Шли без рюкзаков. Первая ходка была часовая, и я, если честно, за этот промежуток всех святых на уши поставила. В 13.30 мы взяли таки перевал Юмьекорр, оставили записку в туре, встретили местных туристов из Оленегорска. С перевала открывается такой вид, что дух захватывает. Я думаю, что фотографии получатся сногсшибательные.

Затем мы траверсом шли до перевала Хибинпахчорр, на котором были в 15.00, перекусили, оставили записку и пошли дальше.

Не знаю как остальные, но за этот день я увидела столько красивых мест, что была бы моя воля, всю пленку исщелкала, но, впереди еще целых 10 дней. Красота неописуемая, это нужно видеть своими глазами. В лагерь вернулись в 17.20. Там нас ожидал сюрприз - компот из черники с сосновыми щепками. Веселуха! В принципе ничего, только смолой пахнет. А мы так надеялись! Кстати, в лагере, как оказалось, еще не было второй группы <двоечников>. А все из-за того, что некоторые личности на подходе к лагерю рванули вперед и заблудились. Наши пошли их искать, вернулись около двенадцати ночи все мокрые, голодные и уставшие до чертиков. Ну, все хорошо, что хорошо кончается.

19 августа 2001 года

Встали в 10 часов, поели пшенную кашу с изюмом и стали думать, что делать. После вчерашних поисков потерявшейся группы у нас народ уставший, а в той группе есть люди приболевшие, с мозолями, с развалившимися ботинками. Решили сделать дневку, а чтобы не терять попросту время, решили дойти до пещеры на левом притоке р.Меридиональный по дороге на перевал Юмьекорр. Сказано-сделано. Оказалось, что ничего особенного в этой пещере не было: маленький грот, внутри расположен тур. Правда, чтобы добраться туда нужно пройти под небольшим водопадом и довольно опасным скалам. Нам понравилось. Мы сфотографировались и вернулись в лагерь.

20 августа 2001 года

Встали в 8.00, так как у нас по плану сложный день: сначала перевал Южный Чоргорр, а затем переход до базы КСС. Там мы должны пересечься с <троечниками>. Погода с утреца, прямо скажем, не очень: я надела все теплые вещи, что у меня были, и, все равно, мерзла. К тому же был мелкий противный дождик, который моросил весь день.

Перевал наш не был виден за облаками, только на подходе к нему он буквально на минуту показался и вновь закрылся. Подъем на перевал по крупноглыбовой осыпи, без тропы. В перечне перевалов он значится как некатегорийный, но после того, как мы его взяли, все дружно посовещались и дружно решили, что таковым он не является однозначно: во-первых, крупноглыбовая осыпь, во-вторых, ветер сносил с такой силой, что даже рюкзак не помогал, в-третьих, отсутствие тропы на взлете, а также достаточно большие перепады высоты. Возле тура памятник девушке-студентке, которая погибла на перевале в 1973 году. Иногда на перевале шел небольшой снег. Холодрыга!

С перевала мы спустились по кулуару в очень красивую долину с маленьким озерцом, в котором вода от своей чистоты кажется изумрудно-зеленой. Здесь наш супермен Вова сфотографировался в одних трусах и с барсеткой. Это при температуре + 2-50 С. Вот, у каждого свои причуды.

Обедали мы в лесу. После обеда у нас был очень интересный брод. Речку мы переходили <стенкой>, температура воды около + 50 С. Ощущения непередаваемые: выскочили из воды как ошпаренные.

На базу мы пришли мокрые с головы до пят. Хотели идти дальше, так как после такого нам все было по барабану. Но дядя Миша, дежурный спасатель КСС, сказал, что группы из Мордовии (это наша <тройка>) еще было. Мы очень встревожились, так как они должны были оставить здесь заброску. Поэтому мы решили немного притормозить и подождать их немного до утра. Сняли домик за 30 рублей с носа, затопили печку, и пошла жара. После ужина у народа поднялось настроение: все стали играть в карты, знакомиться с англичанами, мыть голову, рассказывать анекдоты. Было весело, когда проигравшие в карты горлопанили на всю КСС всякие глупости. Вот!

21 августа 2001 года

Лично я не выспалась, хоть и встала в 10 часов, так неохота было вставать с цивилизованной кровати. Завтракали манной кашей с изюмом и с салом. После вчерашнего брода наши вещи не высохли, и нам пришлось идти во всем сыром, хорошо еще, что погода стояла прекрасная, поэтому настроение у нас от этого не испортилось.

По дороге состоялась интересная переправа, через ручей было перекинуто два бревна, которые при каждом шаге прогибались, причем каждое в свою сторону. Обошлось без жертв. Шли весело, <работала> своя <радиостанция> <Хибины плюс> - пели песни и якобы диджействовали Денис Рузайкин с Андреем Борщуном. По дороге к месту ночлега прошли мимо двух озер: Щучьего и Гольцового.

Пришли к месту около четырех часов вечера, разбили лагерь, пообедали, а мы (Света, Лена, Наташа и Ирина) даже голову вымыли. А перед самым ужином (вы даже и не представляете!) к нам пришли наши <троечники>!!! Оказывается, на станции КСС они отмечались и заброску они оставляли, просто дядя Миша думал, что они из другого города и поэтому не сказал нам ничего путного. Все были очень рады, вообще сегодня такой классный день был, уже даже потому, что у нашего инструктора день рождения*. Представьте, у человека юбилей, а он тысячи верст от дома. Мы, безусловно, его поздравили, а <тройка> даже сделала ему торт из печенья со сгущенкой. Вот. Сегодня фортуна улыбается нам вовсю: погода, день рождения, приход <тройки>: Можно ложиться спать со спокойной душой.

* (Примечание. День рождения Е.Н.Зорькина на самом деле был 19.08, просто об этом никто из группы, кроме его дочери, не знал)

22 августа 2001 года

Сегодня у нас радиалка на перевал Центральный Лявочорр, поэтому мы встали в 8.00, позавтракали пловом с грибами и отправились в путь.

Дорога до нашего перевала была трудновата, или может быть мне так показалось. Когда мы подошли к подножью Центрального Лявочорра, то первая мысль, которая пришла мне в голову была: <Я никогда туда не заберусь!>. Перевал выглядел неприступным - вертикальная каменная стена высотой в 300-400 метров. Мы долго выбирали наиболее удобный вариант для взятия перевала. Из множества там имеющихся кулуаров мы выбрали пятый слева, идущий немного наискосок, справа налево. На подъем мы затратили всего 40 минут. Поднимались сначала по крупноглыбовой осыпи, затем по средней осыпи в кулуаре. Вид с перевала открылся - закачаешься! Оказалось, что стена вполне проходима.

Немного посидев на перевале, мы решили сделать небольшой траверс хребта до перевала Северный Партомчорр (около 6 км.). И правильно решили: впечатлений - масса. Во-первых, красота неописуемая, видно все и вся. Во-вторых, мы нашли там снег и обледенелые камни (это летом-то!). В третьих, вершина Лявочорр, на которой мы побывали, это четвертая по высоте вершина во всех Хибинах, почти 1170 метров!!! А в-четвертых (самое главное, на мой взгляд), мы спускались к перевалу Северный Партомчорр по такому склону, что я этого не забуду никогда. Да и не только я. Мне кажется, что то чувство, когда у тебя из-под ног уходят камни, останется в памяти у всех надолго. А еще мне лично было боязно, когда у тебя за спиной слышен шум осыпающихся камней. В этот момент возникало чувство, что тебя вот-вот засыпет. Да и сам спуск был не из легких: уклон под сорок пять градусов (по-моему), крупноглыбовая осыпь, <живые> камни. И вообще, мы спускались с элементами скалолазания.

В лагерь пришли в 20.30 почти никакие, зато с кучей впечатлений и зверски голодные. Хотели поесть как можно быстрее, но, как назло, самый голодный человек в группе (Андрей Борщун) целых два раза опрокидывал котелок с водой в костер. Однако кончилось все хорошо, мы вкусно поужинали и пошли спать. Отрубились мгновенно и дрыхли без задних лап.

23 августа 2001 года

Из лагеря вышли в 12.30. Сегодня у нас по плану энкашный перевал - Умбозерский. После того как мы прошли вчера, этот перевал даже перевалом назвать стыдно. Шли сначала по дороге, затем по хорошей тропе. На перевале сильный ветер и красивое озеро. Когда мы перевали на другую сторону, над нами пролетел военный самолет так низко, так быстро и с таким грохотом, что можно было принять этот гул за мощный взрыв.

Ничего особенного сегодня не было. На ночлег остановились на берегу реки Каскаснюньок. Обедали мы, правда, без тушенки. Просто забыли положить.

24 августа 2001 года

Вышли в 9.45. Сегодня по плану перевал Северный Рисчорр. Дорога к нему явно не сахар, да и с виду он кажется не таким уж дружелюбным: снег лежит и мрачный он, как смерть. Сначала мы шли по хорошей тропе, затем скакали по каньону с живыми камнями как сайгаки. А на седловине вообще светопреставление творилось: мало того, что там лед лежит, так еще и ветер с ног сбивает. Вот и барахтаешься, как корова на льду. Холод собачий, невозможно даже постоять пару секунд, чтобы сфотографироваться. Зато латыши, которых мы встретили на спуске с перевала, шли в кроссовках, без шапок и в джинсах.Crazy!

После перевала мы пообедали в долине, спустившись до хорошего леса после слияния двух рек. Дальше шли по дороге мимо станции КСС, где нас отругали за то, что мы нарвали брусники, так как у них здесь ее берут не раньше шестого сентября.

На ночлег остановились недалеко от перевала Западный Петрелиуса, рядом с брошенной буровой на левом берегу р.Петрелиуса. Хотели пройти немного дальше, но была не очень хорошая видимость, да и мы побоялись, что не будет хорошего леса. Кроме того, мы немного устали.

25 августа 2001 года

Ну и погодка! С утра пораньше моросит дождь. Облачность настолько низкая, что перевал и противоположный склоны долины не видны вообще. Мы решили сделать дневку, а завтра попытаться пройти побольше, или, в крайнем случае, уйти запасным вариантом через перевал Кукисвум в г.Кировск.

Получилось супер: мы спали после завтрака, мы спали после обеда, мы спали после ужина. Красота!

26 августа 2001 года

Сегодня встали почти одновременно с дежурными. Вышли в 8.10. Нам предстоит взять перевал Западный Пертелиус и дойти до станции Хибины. Из-за низкой облачности перевал очень плохо виден, но нам некуда деваться: или брать его, или уходить запасным вариантом. По дороге встретили группу туристов из Рязани, которые вынуждены уйти из цирка, так как из-за погоды не рискуют брать перевал Орлиный (1Б). На перевал по классификатору н/к, так что мы попробуем взять его. Кроме того, они сказали нам, что в долине Малой Белой, за перевалом, возможно, стоит хорошая погода. И действительно, взяв последний в нашем походе перевал, мы внизу увидели прекрасную картину. Долина, в которую нам предстоит спускаться, была почти вся залита солнечным светом, над горами небо было голубое-голубое, и, не знаю как у других, а у меня точно второе дыхание открылось.

С перевала и дальше по долине мы летели, словно на парусах. Я не могла не нарадоваться, глядя на солнце и лазурное небо, которые мы не видели из-за плохой погоды почти 10 дней.

Когда мы остановились на обед, я успела подстричь целых 4 человека и даже постирать свою шапку.

После обеда мы шли долго по дороге, через болота, по тропе по правому берегу р,Малая Белая, собирали бруснику и, наконец, около 9 часов вечера притопали к месту последнего в походе ночлега недалеко от станции Хибины (около 1 км.). Сегодня мы прошли около 30 километров, и все буквально валились с ног от усталости. Лично я, едва забравшись в спальник и закрыв глаза, моментально отключилась. Думаю, что и остальные участники тоже спали без задних ног.

27 августа 2001 года

8.00 утра. Еле открыла глаза, но команда <Подъем!> заставила таки вылезти из палатки. Сегодня у нас будет баня, которую все очень ждали и слабо представляли, как же можно соорудить ее в походных условиях.

Словно по заказу после завтрака выглянуло солнышко. Мы так здорово попарились! Затем быстро собрались и отправились в путь до ст.Апатиты через ст.Хибины. Нам повезло, мы успели на рейсовый автобус, который возит рабочих от фабрики (она примерно в 5 километрах от станции Хибины), и мы, сделав еще одну пересадку, около 4.00 вечера приехали на станцию Апатиты, где нас уже ждали группа <троечников>.

Пока ждали поезд, мы даже успели поужинать. В 20.03 мы сели поезд.

28 августа 2001 года

Едем в поезде. Отсыпаемся.

29 августа 2001 года

4.20 утра. Москва, Ленинградский вокзал закрыт. Пришлось искать выход, чтобы перейти на родной Казанский вокзал.

С открытием метро опять гуляем по Москве. На этот раз маршрут включал Зоопарк, Храм Христа Спасителя, Воробьевы горы, Университет имени М.И.Ломоносова.

В 9.10 вечера на нашем родном поезде Москва-Саранск мы отправились домой.

30 августа 2001 года

8.16 утра. МЫ ДОМА!!! Нас встречали с хлебом и солью. Было здорово. Наконец-то я дома, в Саранске.